Практические задания

по дисциплине «Криминология»

7 семестр, ОФО


Вариант 1.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Антропологический подход к изучению преступности.

2.      Состояние и уровень преступности: понятие и способы определения.

Задача.

За 2007 год в одном определённом регионе было зарегистрировано 100 преступлений, за 2008 год - 70 преступлений, за 2009 год - 120 преступлений, за 2010 год – 125. Общее население данного региона составляет 30.000 человек, из которых 5000 человек не достигли 14 летнего возраста и 5000 достигли 61 летнего возраста.

Определите уровень преступности в указанном регионе на кажду

ю 1000 человек основного криминогенного возраста соответственно в 2007, 2008, 2009 и 2010 годах. Определите базисным способом динамику уровня преступности в этом же регионе, в эти же периоды времени.  В качестве базиса возьмите уровень преступности в 2007 году.





Вариант 2.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Международный опыт борьбы с преступностью.

2.      Рецидивная преступность в России.

Задача.

Определите коэффициент преступности в России за 2010, 2011 и 2012 года.

Данные о количестве зарегистрированных преступлений взять на сайте МВД России.



 

Вариант 3.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Криминогенные качества личности (понятие, классификация).

2.      Сущность проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении.

Задача.

Определите коэффициент преступности в Красноярском крае за 2012, 2013, 2014 годах.



 

Вариант 4.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Преступность: понятие и признаки.

2.      Латентность: понятие и виды.

Задача.

Бывший воин-афганец инвалид 1 группы Лозов возненавидел своего бывшего сослуживца Дронова, который с войны возвратился целым и невредимым, завел собственное дело, разбогател и баллотируется кандидатом в депутаты областного законодательного собрания; к тому же из своей бывшей квартиры как раз над квартирой Лозова устроил что-то вроде дома свиданий и постоянно мешал соседу шумом.

После одной особенно шумной, о выражению обвиняемого, «оргии» Лозов, подождав, когда разойдутся все «гости», позвонил в дверь в квартиру Дронова, а когда тот появился в проеме двери, ударом ножа в область горла убил его и возвратился в свою квартиру.

Спустя некоторое время, успокоившись и наметив план дальнейших действий, Лозов возвратился к месту преступления, снял с руки убитого дорогие часы, извлек из кармана куртки бумажник с деньгами и документами, а также ключи от машины, припаркованной у дома. Затем сел в эту машину и выехал за город. На следующий день Лозов был задержан на трассе Москва-Дмитров.

На допросе он утверждал, что убийство совершил, чтобы «негодяи не прорывались к власти», а машиной, вещами и деньгами убитого завладел, чтобы скрыться и «начать новую жизнь».

На основании ст.105, 158, 162, 166 и 277 УК РФ определите, какие преступления совершил Лозов, каковы объекты этих преступлений и предметы посягательств.

Определите соотношение социального и биологического в личности Лозова.



 

Вариант 5.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Организованная преступность в России.

2.      Цели, задачи и методы прогнозирования индивидуального преступного поведения.

Задача.

Никитин во время дискотеки в состоянии наркотического опьянения приставал к девушкам, разбил музыкальную аппаратуру, грубо нецензурно выражался в адрес диск-жокея и ударил его бутылкой по голове. Прибывшему наряду патрульно-постовой службы милиции оказал сопротивление, срывал головные уборы, высказывал различные угрозы.

К какому типу преступников следует отнести Никитина?

 

Вариант 6.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Понятие и структура криминологической характеристики преступлений..

2.      Объекты статистического наблюдения преступности.

Задача.

В  городе М. за январь 2010 года правоохранительными органами было выявлено 50 лиц, совершивших преступления, за февраль - 60 лиц, за март - 65 лиц, за апрель - 70 лиц. Общее население города М. составляет 5000 человек, из которого 500 человек не достигли 14 лет и 500 лиц достигли 61года.

Определите коэффициент лиц, выявленных правоохранительными органами на каждую 1000 человек всего населения соответственно в январе, феврале, марте, апреле 2010 года. Определите цепным способом динамику изменения количества лиц, совершивших преступления, выявленных правоохранительными органами.

 

 

Вариант 7.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Личность преступника и её криминологическая характеристика.

2.      Криминологическая характеристика женской преступности в России.

Задача.

В городе П. за 2009 год зарегистрировано всего 3000 преступлений, из них 50 - особо тяжкие преступления, 450 - тяжкие преступления, 2000 - преступления средней тяжести, 500 - преступления небольшой тяжести. Общая численность населения города П. составляет 150.000 человек.

Определите процентную структуру преступности в городе П. за 2009 год, классифицируя зарегистрированные преступления по степени общественной опасности.

 

Вариант 8.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Криминологическая характеристика семейно-бытовых преступлений.

2.      Классификация и типология личности преступника: значение и отличие.

Задача.

Проанализировать динамику насильственных и корыстных преступлений в России в 2010-2012 гг. (Оформить графиками и диаграмами. Сформулировать выводы на основании проведенного анализа о снижении или росте.

 

Вариант 9.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Причины профессиональной преступности и условия, ее способствующие.

2.      Меры общесоциального и специально-криминологического предупреждения корыстной преступности.

Задача.

Проанализировать динамику организованной преступности в Красноярском крае 2010-2012 гг. (Оформить графиками и диаграмами). Сформулировать выводы на основании проведенного анализа о снижении или росте.





Вариант 10.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

2.      Причины и условия совершения преступлений сексуального характера.

Задача.

Проанализировать изменение и развитие преступности в Приморском крае (2010-2015 гг.).

Сформулировать выводы на основании проведенного анализа о снижении или росте (Оформить графиками и диаграмами).





Вариант 11.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Особенности деятельности органов внутренних дел по выявлению и устранению причин и условий преступлений.

2.      Основные направления предупреждения насильственных преступлений.

Задача.

Проанализировать изменение и развитие преступности в Красноярском крае (2010-2015 гг.).

Сформулировать выводы на основании проведенного анализа о снижении или росте (Оформить графиками и диаграмами).





Вариант 12.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Состояние, динамика и структура преступности несовершеннолетних.

2.      Роль семьи в предупреждении преступности несовершеннолетних..

Задача.

Проанализировать сруктуру преступности в Калининградской области 2010-2015 гг. (Оформить графиками и диаграмами). Сформулировать выводы на основании проведенного анализа.









Вариант 13.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Жертвы преступлений и характеристика их поведения .

2.      Научное и практическое значение криминологии .

Задача.

В городе «Б» за год привлечено к уголовной ответственности 1 600 преступников (из них 120 человек – лица, не достигшие со-вершеннолетнего возраста). Население данного города составляет 430 тыс. человек, из них 110 тыс. – в возрасте до 14 лет.

В городе «С» за тот же период времени к уголовной ответст-венности было привлечено 1 100 преступников (из них несовер-шеннолетних – 90 человек). Население города «С» составляет 320 тыс. человек, из них в возрасте до 14 лет – 90 тыс. человек.

В каком городе выше интенсивность преступности?







Вариант 14.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Сущность проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении .

2.      Метод экстраполяции, метод моделирования, метод экспертной оценки .

Задача.

Прочтите описание преступного поведения. Укажите фак-торы преступности, обусловившие противоправное поведение. Аргументируйте ответ, используя одну из теорий причин и усло-вий преступности.

Бурные политические события 90-х гг. XX в., ознаменовавшие распад СССР, изменение общественно-экономического строя, сме-ну политического режима, давали надежду на перемены к лучше-му. Столько всего узнали о тех, кому верили и перед кем прекло-нялись. Пропало чувство зажатости – приятно было ощутить ветер новых перемен. Такие события Петрову тоже сначала нравились. Однако, когда ему перестали платить зарплату на заводе, его на-строение изменилось. Как-то не укладывалось в голове, что такое может быть. «Вот тебе и ветер перемен!» Было и удивление, и воз-мущение, и злоба. Некоторые предлагали пойти на демонстрацию, устроить марш протеста. Но лозунгами детей не накормишь. Надо было думать, где и как достать денег. В СМИ много говорили и писали о предпринимательстве, новых частных фирмах. Попытки Петрова и здесь не увенчались успехом, поскольку, чтобы начать свое дело, требовалось столько денег: и за аренду, и за сырье, и на взятки, и рэкет. Петров устроился грузчиком на склад к «новому русскому». Проработал месяц, но денег так и не получил за выпол-ненную работу. Хозяин что-то все объяснял трудностями в банков-ской сфере, задержками платежей.

Видеть голодных детей не было больше сил. Ночью Петров пришел на склад, где работал. Сторож узнал его. Петров поделился своими проблемами со сторожем. Он объяснил охраннику, что хо-чет взять за свою выполненную работу товар со склада. Сторож и сочувствовал Петрову, и боялся ответственности. Затем все-таки согласился. «Ладно, свяжи меня и положи в сторожке. Утром ска-жу, что неизвестные напали». Так Петров совершил свое первое преступление. Потом были кражи из контейнеров на железной до-роге. У него появились связи в преступном мире. Теперь он знает, что и где украсть, кому и за сколько продать. Петров уже не угова-ривает охранников. Он купил пистолет. Если кто-то попытается помешать – рука не дрогнет.













Вариант 15.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Объекты статистического наблюдения преступности .

2.      Криминогенные факторы семейного воспитания .

Задача.

Ниже приведены некоторые признаки и особенности человека. Определите, какие из них характеризуют индивида как личность:

общительность, трудолюбие, плохое зрение, замкнутость, старательность, слабая сообразительность, аккуратность, быстрая реакция на внешние обстоятельства, высокая эмоциональная воз-будимость, физическое уродство, упрямство, правдивость, неуве-ренность в себе, целеустремленность, равнодушие, рассеянность, мнительность, музыкальная одаренность, невыразительность речи, эгоизм, конформизм, зависть.

Какие из перечисленных признаков могут детерминировать антиобщественное поведение, а какие являются криминологически нейтральными?



Вариант 16.

Теоретическая часть

(писменно)

1.      Типология и классификация личности несовершеннолетнего преступника.

2.      Криминологическая характеристика семейно-бытовых преступлений .

Задача.

Проведите виктимологический анализ указанных ниже приме-ров и ответьте на следующие вопросы:

- совершил ли потерпевший какие-либо ошибки, которые по-высили его виктимность?

- какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?

 А. Наталья любила ходить в магазин лесом. Эта десятиминут-ная прогулка заряжала ее энергией.

«Вы не поможете мне завязать бинт», – спросил ее высокий мужчина, стоявший возле кустарника и пытавшийся сам себе пере-бинтовать руку. Когда Наталья пошла к нему и попыталась завя-зать бинт, он чем-то тяжелым ударил ее по голове…

После того как она пришла в себя, увидела разорванную одеж-ду и поняла, что с ней произошло, ей стало страшно.

Б. Мама строго-настрого запрещает Пете открывать дверь не-знакомым людям.

Звонок. Он тихонько подходит к глазку. Там незнакомые пар-ни. «Открывай, мы знаем, что ты дома. У вас квартира протекла. Открывай, а то в милицию пойдем жаловаться».

Петя опешил. Как они узнали, что он дома? Он открывает дверь и тут же получает удар в нос. От боли текут слезы. Кровь за-ливает рубашку. «Сиди тихо, а то убьем». Воры быстро осмотрели квартиру, забрали все ценное и ушли.

В. Маргарита Юрьевна возвращалась домой с работы. Было шесть часов вечера, но зимой темнеет рано.

В подъезде стоял молодой человек. Когда женщина вошла, он внимательно осмотрел ее, взял сумку и сильно дернул. В сумке зарплата – Маргарита Юрьевна вцепилась: не отдам. Молодой че-ловек изо всех сил ударил ее кулаком. Сознание затуманилось, сумка выскользнула из рук.

Теперь Маргарита Юрьевна не носит деньги в сумке. Она сши-ла потайные карманы в юбке – так просто зарплату не выхватишь.